8 (916) 508-46-19
с 9 до 21 часа по Московскому времени

Д. Ковалёв, г. Энгельс, Саратовская обл.

Уважаемый Валерий Григорьевич, я, Ковалёв Дмитрий хочу выразить Вам глубочайшую признательность за то знание, которое Вы дали мне. Должен поделиться с Вами своей радостью от овладения методом 3-6 (терц-секст). Дело в том, что метод возник передо мной не вдруг – мысль о том, что настройка каждого следующего звука будет тем лучше, чем большим количеством сравнений (эффективных сравнений) с другими она будет осуществлена, пришла ко мне ещё до того, как начались занятия с Вами. Пишу об этом для того, чтобы подчеркнуть ту радость, которая охватила меня от осознания правильности и собственного хода мысли и от того, что здравое рассуждение такой важности уже доведено до конца, осталось лишь его освоить и применить. Это первое положительное воздействие Вашей системы на мою судьбу как настройщика.
Второе радостное и неожиданное открытие я сделал в тот момент, когда приблизился к итогу темперации, двигаясь строго в том последовательном плане, который Вы предложили. Немного вернувшись назад, скажу, что общий характер преодоления трудности построения темперации таков, что чем выше требования от поставленной задачи, тем труднее и труднее при работе. То есть если, грубо говоря, все звуки, кроме первого стоят не на своих местах, то очень трудно ставить их на истинные высоты, сравнивая друг с другом не совсем точные ноты. Эта трудность тем большая, чем большие требования к точности интервалов мы сразу в настройке предъявляем. И вот в тот момент, когда трудность казалось уже близка к непреодолимости, я вдруг ощутил внезапное сверхощущение чистоты и взаимовзвешенности всей темперации, когда на большинстве очень близких к точности звуков неточные стали особенно очевидными, мне осталось лишь с лёгкостью и быстро сориентироваться в балансе (куда какие звуки передвинуть). Собственно небывалость ощущения состоит именно в эффекте, напоминающем эффект сверхпроводимости, внезапно наступающем при охлаждении проводника. Сверхслышимость, я бы так её назвал, в короткие мгновения позволила мне окончательно разобраться, какой перекос в темперации чем нужно исправить и когда я закончил с этим, то передо мной возникли ряды совершенно плавно учащающихся кварт, терций, секст и квинт!
От этого я испугался, ведь увидеть совершенство – означает лишь одно – это предел твоего слуха, ибо совершенство не достижимо в принципе. Тогда я сделал паузу (перекусил около 30 минут). Снова подойдя к инструменту, я обнаружил, что напряжения вирбелей (одного, двух, трёх) проделали небольшие изменения в натяжении струн, причём как вверх, так и вниз. Исправив расстройку тончайшими движениями ключа, я стал нажимать по очереди интервалы, наблюдая, как через 5 – 10 минут они начинают перегруппировываться. Картина жила и на глазах менялась! ( тут мысль не совсем понятна – ВП). В сильном замешательстве я перестал играть…Было уже не долго до начала занятия и я оставил настройку в том состоянии, как есть.
Допускаю, что есть более эффективный порядок употребления методов 3-6 в плане настройки темперации; допускаю, что есть другие, не упомянутые на занятиях методы контроля, но то сочетание методов и порядка их применения, которые предложили Вы, Валерий Григорьевич, по себе знаю, могут довести слуховые ощущения до “сверхслуховых”. Большего и не пожелаешь. Спасибо Вам за это бесценное приобретение!!!